среда, 7 ноября 2012 г.

Наши учебные заведения не настолько богаты, чтобы использовать самые дешёвые сети

 

Давайте очень кратко остановимся на очень важном вопросе: на современном состоянии и перспективах компьютерных сетей многих учебных заведений Украины.

Дело в том, что по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью, мне достаточно часто приходится бывать в разных учебных заведениях нашей страны: в средних и высших, в Киеве и других городах. Обычно во время таких визитов удаётся хоть мельком ознакомиться с информационной инфраструктурой этих учебных заведений. К сожалению, выводы являются весьма неутешительными: основа информационной инфраструктуры – компьютерные сети – в большинстве этих учебных заведений не выдерживают никакой критики.

Как правило, такие сети:

· создавались стихийно и беспорядочно (по мере возникновения острой необходимости «дотянуть кабель» до какого-то конкретного кабинета, класса, аудитории);

· имеют совершенно бессистемную топологию (по причине, указанной выше);

· крайне плохо документированы (в лучшем случае прорисована их не очень актуальная структурная схема; зачастую такая схема присутствует лишь «в голове» какого-то одного сотрудника);

· имеют крайне некачественную кабельную систему (о её соответствии стандартам СКС вообще говорить не приходится);

· в качестве активного оборудования в них используется целый «зоопарк» дешёвых неуправляемых коммутаторов.

Результатом этого являются постоянные жалобы самих сотрудников учебных заведений:

“в подобных сетях регулярно происходят разнообразные «катаклизмы», природу которых определить невозможно”.

Казалось бы, решение этой проблемы очевидно: немного подумать, сделать «правильный» проект сети (с перспективой хоть на несколько лет), заложить качественную кабельную систему, закупить и установить недорогие, но надёжные управляемые коммутаторы (например, серии DES-3200-XX)…

В ответ на подобные предложения зачастую можно услышать: «это же дорого»… И это при том, что в этих учебных заведениях из-за хронических проблем компьютерных сетей впустую тратятся за год сотни часов рабочего времени преподавателей и, соответственно, – тысячи учебных часов… И это при том, что заглянув в «Hot Line» легко понять, что стоимость мультимедийных досок, без проблем приобретаемых многими учебными заведениями, вполне сопоставима со стоимостью создания «правильной» компьютерной сети небольшой школы…

Поэтому считаю, что можно с полным основанием утверждать: создание современной управляемой компьютерной сети является экономически целесообразным и вполне доступным для любого учебного заведения.

Относительно кабельной системы много говорить не буду. В этом вопросе достаточно напомнить два основных условия: использование качественных компонентов и неуклонное соблюдение стандартов СКС.

А вот на подборе активного оборудования стоит остановиться чуть подробнее, поскольку некоторые заказчики достаточно часто поддаются соблазну «сэкономить» и использовать в своей сети неуправляемые коммутаторы. И очень зря: во-первых, в сети, построенной на неуправляемых коммутаторах, невозможно разделить трафик разных групп пользователей; во-вторых, в таких сетях крайне затруднительно диагностировать возможные сетевые проблемы. Даже по этим двум причинам должно быть совершенно очевидно, что компьютерную сеть учебного заведения следует строить на управляемых коммутаторах.

В качестве примера управляемого коммутатора можно очень коротко рассмотреть уже упоминавшуюся серию DES-3200-XX. Основу этой серии составляют коммутаторы с 8/16/24/48 портами Fast Ethernet 10/100 Base-TX. В зависимости от конкретной модели и аппаратной реализации, эти коммутаторы могут иметь 1/2 оптических порта 100/1000 SFP и 1/2/4 комбинированных порта SFP/GE[1]. В этой серии также имеются коммутаторы с поддержкой PoE (Power over Ethernet, подача электропитания по кабелю Ethernet). Это может быть очень удобно при создании, например, беспроводной сети на основе точек беспроводного доступа с PoE (к примеру, DAP-2360).

Коммутаторы серии DES-3200-XX отличаются повышенной отказоустойчивостью и высокой производительностью, обеспечивая безопасность и бесперебойную работу, управление трафиком и полосой пропускания. Коммутаторы этой серии поддерживают ряд функций диагностики кабеля для проверки состояния сетевых кабелей и выявления причины нарушения работоспособности кабеля. Простоту управления этими коммутаторами обеспечивает дружественный пользователю веб-интерфейс. Также коммутаторы этой серии поддерживают стандартные протоколы управления такие, как SNMP, RMON, Telnet, SSH/SSL.

Следует заметить, что приведенная здесь в качестве примера серия DES-3200-XX – не единственная серия управляемых коммутаторов, которая применима в подобных сетях. За подробной профессиональной консультацией по подбору оборудования всегда можно обратиться к консультантам любого офиса Представительства D-Link в Украине.

Подводя итоги сказанного, ещё раз хочу отметить: создание современной управляемой компьютерной сети является насущной, реальной и экономически целесообразной задачей для любого учебного заведения. Создание такой сети позволит свести к минимуму непродуктивные затраты рабочего времени преподавателями и существенно повысить эффективность учебного процесса.

 


[1] Следует заметить, что в серии DES-3200-XX имеются коммутаторы и с другим сочетанием медных и оптических портов, а также – со специализированными блоками электропитания, однако эти устройства ориентированы на использование в сетях провайдеров и малоприменимы в компьютерных сетях учебных заведений.

Автор: С. Клименко