В продолжение размещенной ранее статьи.
.
Проблемы роста.
Прошло время и я возвращаюсь к теме построения офисной телефонии в небольшой компании. Нашу компанию можно поздравить с развитием и ростом. Объём и количество сделок увеличилось, компания заработала авторитет на рынке, получила известность и в неё стали чаще обращаться клиенты. Пришла пора увеличивать штат сотрудников. Однако нового человека надо не только оформить на работу, но и подготовить для него рабочее место. В современных реалиях – это компьютер и телефон. И если купить ноутбук и подключить его к офисной локальной сети несложно, то обеспечить нового сотрудника телефонной связью может оказаться затруднительно: ведь потребуется не просто купить телефонный аппарат, но и подключить его к существующей офисной телефонной инфраструктуре. Если используется недорогая аппаратная мини-АТС, то скажется нехватка внутренних абонентских портов, и это приведёт к покупке дополнительного модуля расширения внутренних номеров. Добавить в станцию таких модулей можно всего лишь 1-2, так что такое “решение” просто отодвинет проблему в будущее, но не решит её. Ещё один не совсем очевидный подводный камень – это расширение пула внешних (городских) номеров. Ведь рост штата сотрудников ведёт и к увеличению количества звонков. Может сложиться крайне неприятная для компании ситуация, когда телефонные линии будут попросту заняты исходящими звонками и потенциальные клиенты не смогут дозвониться. Логично увеличить количество входящих телефонных линий. Однако это может оказаться невозможно даже чисто физически – закончились телефонные пары в кабеле, заведённом от телефонного оператора в данное здание или в мини-АТС, требуется опять-таки докупить плату расширения портов для внешних линий. Может быть оператор предложит перейти на подачу телефонных линий по цифре – PRI (15 или 30 линий) – для приёма которых опять же потребуется плата сопряжения. Всё это ведёт к увеличению стоимости телефонного решения на базе мини-АТС, но кардинально не решает проблем расширения.
Преимущества IP-телефонии.
Предвидя подобные трудности в первой статье, я предложил решение, которое использует технологию VoIP – голос (а в нашем случае - телефония) по IP. На начальном этапе развития нашей тогда совсем ещё маленькой компании мы использовали VoIP-шлюз для подключения 2-х телефонных линий и обустроили 6 рабочих мест сотрудников. Затем я показал, как добавить новые рабочие места на примере 2-хпортового VoIP-шлюза DVG-2102S (либо его аналога DVG-5112S). В отличие от мини-АТС VoIP-шлюзы и IP-телефоны могут работать без управляющей АТС (IP-PBX) в так называемом режиме точка-точка (peer-2-peer). Однако, последующее добавление каждой новой “точки” ведёт к дополнительному изменению настроек уже существующих, что создаёт эффект “снежного кома”: непропорциональный рост трудозатрат, вероятность ошибок при настройке оборудования и проблематичность их диагностирования.
IP-телефония – это просто!
Намного проще и грамотней использовать “клиент-серверную” структуру взаимосвязей или “звезду”. В центре такой структуры находится управляющее всей системой устройство, в нашем случае – VoIP-АТС (или IP-PBX). Периферия – это клиентское VoIP-оборудование: VoIP-шлюзы и IP-телефоны. Эти устройства “знают” лишь о существовании центрального узла – IP-АТС – и ничего не знают друг о друге. В этом случае задача настройки клиентского оборудования сводится к однотипной процедуре его регистрации на IP-АТС, на которую возлагается задача по маршрутизации всех телефонных звонков и сервисов, например “трансфер (перевод) звонка” на другого сотрудника. При таком подходе суммируются все положительные стороны обычной аналоговой и IP-телефонии.
Что нам стоит IP-АТС построить...
Давайте “поднимем” офисную IP-АТС на базе сетевого дискового накопителя DNS-325. Это устройство предназначено для хранения массива данных на одном-двух жёстких дисках и доступа к ним по локальной сети. На уже подключённый к локальной сети накопитель можно добавить различное программное обеспечение (http://dlink.ua/dns). Одним из такого дополнительного ПО является программная IP-АТС – Add-On microPBX – основанная на ПО Asterisk компании Digium. Я уже писал о данном решении (http://service.d-link.ua/DNS-325-pbx). В этой статье я хочу продемонстрировать программирование microPBX в реалиях нашего с вами малого офиса. Покупку накопителя, установку дисков, первоначальную настройку и установку Add-On-а microPBX я пропускаю. Эту информацию вы можете найти на наших Интернет-ресурсах.
Настройка IP-АТС
сводится к формированию списка номеров внутренних абонентов и правил маршрутизации для входящих и исходящих звонков.
Все эти настройки проводятся с помощью web-интерфейса приложения microPBX:
Рис.1. Пример создания внутреннего номера абонента.
Для упрощения регистрации укажем Имя и Номер абонента, как внутренний номер. В дальнейшем Имя можно будет изменить на буквенное, но только латинницей.
Протоколы и кодеки.
Обратите внимание на выбор протокола SIP и кодека – G.729. Например для связи двух IP-АТС можно выбрать протокол IAX, специально разработанный для Asterisk. Его “фишкой” является работа только по одному порту, что существенно облегчает настройку при работе IP-АТС из-за NAT и межсетевого экрана – файерволла. В остальных случаях используется протокол SIP. Кодирование звука в IP-пакеты происходит с помощью так называемого кодека. Для конечного потребителя важны два параметра, это – качество звука и требуемая полоса пропускания (ширина канала) для одного соединения-звонка. Кодек G.729 наиболее оптимален по этим характеристикам: по качеству звука он лучше GSM, применяемого в мобильной связи и требует полосу всего ~30 Кбит/с, т.е. около 4 Кбайт/с в обе стороны. Однако, при этом, имеет один существенный недостаток: он лицензионный и платный. Поэтому в решении microPBX он используется в режиме “pass-through”, т.е. без возможности перекодирования в другие кодеки. Чтобы им пользоваться, вся телефонная инфраструктура, включая регистрацию на оператора телефонии, должна быть настроена на использование только G.729. В противном случае (например, ваш телефонный оператор не поддерживает G.729) воспользуйтесь другими кодеками, например G.711 a-law или µ-law. Это стандартный открытый бесплатный кодек с отличным качеством звука, т.к. не использует сжатия. Правда, требуемая ширина канала – примерно 100Кбит/с.
Далее вводим пароль. Вот он для рабочей системы должен быть не менее 8-ми символов и, конечно, не повторять номер и имя абонента. J Затем отключаем NAT, т.к. абонент находится в той же локальной сети, что и IP-АТС. Сохраняем настройки – “Update” и переходим к созданию следующего абонента. Если хочется что-то добавить от себя, то можно перейти в режим “Advanced Edit” (сверху справа) и уже в текстовом режиме отредактировать учётную запись абонента:
Рис.2. Ручное редактирование учётной записи.
И конечно не забываем нажимать “Apply Changes” в верхнем правом углу web-интерфейса. Подробнее о настройках смотрите в документе: http://service.d-link.ua/node/50.
В настоящее время провайдеры Интернет позволяют также подключить и IP-телефонию. Для этого достаточно прописать адрес IP, логин и пароль, выдаваемые провайдером для телефонии. При этом один аккаунт может поддерживать несколько одновременных звонков, то есть быть многолинейным. Вот пример подобной настройки:
Рис.3. Пример создания внешней регистрации.
Входящие и исходящие звонки.
В нашем примере для малой компании аналоговые линии в офис уже заведены и подключены к VoIP-шлюзу DVG-7062S. Для всех портов (и FXS и FXO) потребуется создать учётные записи. FXO-порты шлюза имеет смысл объединить в группу и присвоить ей один номер. В этом случае, если линия, подключённая к первому порту FXO уже занята, шлюз автоматически выполнит исходящий звонок через второй FXO-порт. Для выполнения исходящих звонков на IP-АТС выполним настройку в правилах исходящих звонков:
Рис.4. Пример создания правила для исходящих звонков.
В данном правиле, я указал, что все номера произвольной длины, начинающиеся с “9”, будут направляться на номер “900” с отсечением самой 9-ки. Под внутренним номером “900” должны регистрироваться FXO-порты (групповой номер) VoIP-шлюза. Созданное правило исходящих звонков требуется добавить в созданный в самом начале настройки (см. материалы по настройке IP-АТС: http://service.d-link.ua/DNS-325-pbx) номерной план – “DialPlan”.
Конфигурирование VoIP-шлюзов.
Перейдём к настройке VoIP-шлюзов. В первой статье мы настраивали VoIP-шлюзы DVG-7062S и DVG-2102S для работы в схеме “точка-точка”. Теперь мы их перестроим для работы с IP-АТС по схеме “клиент-сервер”. Следуя общим принципам подключения, не составит труда настроить любой VoIP-шлюз вплоть до старших моделей с 32-мя портами. Итак, приступим. Лучше всего сразу сбросить настройки шлюза в заводские. Таким образом, мы избежим случайных ошибок, которые могут возникнуть из-за предыдущей настройки по другой схеме.
DVG-7062S.
Считаем, что шлюз сброшен в “дефолт” и выполнены сетевые настройки. Перейдём на страничку web-интерфейса “SIP”:
Рис.5. Настройка SIP-аккаунтов.
Измените значения согласно настроек, выполненных в IP-АТС. Номер 900 выбран, как групповой, который объединяет FXO-порты 901 и 902. Если требуется звонить через определённую линию, то номера 901 и 902 потребуется зарегистрировать на IP-АТС по отдельности и усложнить правила маршрутизации исходящего звонка. IP-адрес 192.168.2.33 – это адрес нашей IP-АТС.
На web-странице “Telephony Settings” включаем опцию “HotLine” для FXO-портов и указываем номера, на которые должны быть перенаправлены входящие звонки:
Рис.6. Перенаправление входящих звонков.
Обратите внимание, что это может быть любой номер из номерного плана нашей IP-АТС. И ещё, при пропадании электричества шлюз автоматически связывает порты FXO с первыми портами FXS. То есть, входящие и исходящие звонки будут совершаться с телефонов, подключённых к портам шлюза 801 и 802.
Теперь перейдём в настройки “Advanced Options”. Поменяем такие параметры:
Рис.7. Расширенные настройки.
Оставляем активным один кодек, запрещаем внутришлюзовые звонки (только через IP-АТС) и ещё несколько настроек, отмеченных красным. Об их назначении читайте в руководстве пользователя.
После сохранения и применения настроек, шлюз должен зарегистрироваться на нашей IP-АТС. Чтобы убедится в корректности регистрации достаточно зайти на web-страничку шлюза: “Status –> Current Status”. Также на главной web-странице Add-On-a microPBX активные регистрации подсвечиваются зелёным.
DVG-7111S.
Теперь я продемонстрирую, как быстро и просто подключить ещё один шлюз. Для примера возьмём 2-портовый FXO/FXS-шлюз DVG-7111S:
Рис.8. Регистрационные данные для FXS- и FXO-портов.
Эти номера должны уже существовать в базе IP-АТС. Аналогично настраиваем остальные параметры шлюза:
Рис.9. Выбор одного кодека.
Рис.10. Настройка других параметров звонка.
Рис.11. Перевод входящего звонка на внутренний номер.
Рис.12. Расширенные настройки.
Подобным образом подключается неограниченное (но меру надо знать J) количество шлюзов с различным количеством и типами портов.
DPH-400S
И напоследок рассмотрим подключение IP-телефона DPH-400S (http://dlink.ua/ru/news_20_02_2013). Обратите внимание, что сам телефон ничего не “знает” о существовании других номеров, т.е. все набранные номера отправляются на IP-АТС, которая управляет их маршрутизацией.
Рис.13. Регистрация IP-телефона DPH-400S на IP-АТС.
Рис.14. Выбор кодеков и других параметров.
Подведём итоги.
Хочется отметить, что применение IP-АТС повлечёт за собой кардинальное изменение всей телефонной инфраструктуры компании. Однако это потребуется сделать один раз и уже навсегда. Дальнейшее изменение – рост телефонного пула номеров, подключение операторов телефонии – не приведёт к каким-либо существенным изменениям телефонии. Это будет простое добавление номеров внутренних абонентов и изменения в правилах приёма входящих и перенаправления исходящих звонков по новым направлениям. Мало того, даже переезд в новый офис не сильно отразится на работоспособности IP-телефонии: достаточно будет развернуть локальную сеть и по Интернет подключиться к своим же поставщикам телефонных услуг. Достаточно просто подключить по IP к офисной телефонной сети удалённые офисы и удалённых, например сотрудник в командировке, абонентов. Также возможно использование в офисе мобильной телефонии при помощи программного SIP-клиента, установленного на смартфоне сотрудника. Однако, настольный телефонный аппарат привычней и удобней, и современные VoIP-телефоны тому подтверждение.