понедельник, 3 марта 2014 г.

Вы используете функцию BLF на IP-телефонах D-Link?

 

Что такое BLF

Функция BLF (Busy Lamp Field) – это возможность отслеживать состояние линий других абонентов в реальном времени на “системном” телефоне, обычно расположенном у секретаря. Как правило, секретарь (или директор) могут не только пассивно наблюдать за состоянием линий, но и активно вмешиваться в разговор, перехватывать звонок и т.д. Для реализации этих возможностей офисные мини-АТС комплектуются специальными системными телефонами с расширенным набором кнопок и/или возможностью подключения дополнительных панелей кнопок. Кроме достаточно высокой цены эти аппараты обладают существенным ограничением: они могут работать только с определёнными моделями мини-АТС в линейке производителя. И если требуется переход на более мощную и новую станцию, то стандартная практика - это замена всего комплекса “мини-АТС – системные телефоны”.

Современные возможности VoIP

clip_image002

Так выглядит современный IP-телефон

Переход на IP-телефонию унифицировал сигнализацию между IP-АТС и IP-телефонами. Был принят единый протокол для разнообразных VoIP-устройств различных производителей. Покупатель теперь не ограничен в выборе типа IP-АТС и VoIP-оборудования: любые устройства обязаны “понимать” друг друга в рамках единого протокола IP-телефонии. В данный исторический момент победителем и самым широко применимым является протокол SIP.

BLF не относится к основному и необходимому функционалу IP-АТС. Однако это приятное дополнение, как и в старых мини-АТС, должно поддерживаться и IP-АТС, и IP-телефоном. Различие лишь в том, что к любой IP-АТС можно подключить любой IP-телефон с возможностью отображения BLF. И такая система должна функционировать.

Много клавиш не бывает

clip_image004

Модуль расширения клавиш DPH-400EDM

Компания D-Link выпускает модуль расширения клавиш DPH-400EDM (http://dlink.ru/ru/products/8/1703.html), который можно использовать также для функций BLF. Все 26 клавиш на модуле перепрограммируемые и позволяют выбрать около двух десятков функций. Данный модуль совместим как со старшими моделями IP-телефонов – DPH-400S/SE (http://dlink.ru/ru/products/8/1704.html), так и с младшими – DPH-150S/SE (http://dlink.ru/ru/products/8/1777.html). К каждому телефонному аппарату можно подключить одновременно до 5-ти таких модулей. Таким образом, общее количество функциональных клавиш может достигать 130-ти. Телефоны поддерживают протокол SIP.

IP-АТС: что по чём

Телефонных станций, работающих по протоколу SIP, уже множество. Есть как программные, так и аппаратные решения. Как платные, так и бесплатные. Рассмотрим самое распространённое решение – бесплатную программную IP-АТС – Asterisk (www.asterisk.org). Впечатляющий функционал превосходит многие платные решения. Мало того, во многих из них в качестве базы используется именно бесплатный (freeware) Asterisk. Минусом Asterisk-а можно считать настройку. Она производится путем описания работы системы в текстовом виде в нескольких конфигурационных файлах. Тем не менее, это вполне по силам системному администратору. Настройка же обычной офисной мини-АТС по гарантийным условиям производителя, как правило, требует работы сертифицированного специалиста за дополнительную оплату.

Настроим Asterisk

Рассмотрим последние (на момент написания статьи) релизы Asterisk: 1.8.25.0 и 11.7.0. В них (и более ранних версиях) произошли небольшие изменения в параметрах настроек. Нас, в первую очередь, интересует файл конфигурации sip.conf. В новых версиях Asterisk-а появился параметр callcounter”, который активирует возможность использования значения DEVICE_STATE”. По умолчанию, строка callcounter=yes” закомментирована символом “;”, который надо удалить. Если вы не хотите разрешать этот параметр глобально, то его можно прописать только для конкретных аккаунтов в соответствующих учётных записях – экстеншенах. Для удобства настройки и использования опции BLF лучше выделить её в отдельный контекст в правилах звонков (dialplan) – extensions.conf. По умолчанию параметр allowsubscribe=yes” активен. Убедитесь, что это так. В настройке экстеншена для поддержки BLF создайте отдельный контекст – subscribecontext. Приведу пример этих дополнительных параметров в sip.conf:

[general]

callcounter=yes

allowsubscribe=yes

[Phone_with_BLF]

context = Ph_w_BLF

subscribecontext = Func_BLF

При использовании такой записи к правилу (dialplan) Func_BLF можно будет обращаться одновременно из нескольких экстеншенов.

Прописываем диалплан в extensions.conf:

[Ph_w_BLF]

exten => _.,1,Dial(SIP/${EXTEN}) ; в общем виде

[Func_BLF]

exten => _.,hint,SIP/${EXTEN} ; вывод состояния для всех номеров

Для отработки функционала BLF этого, в принципе, достаточно. Однако кнопки модуля расширения пока остаются пассивными: нажатие на них ни к чему не приведёт. Добавим правило, согласно которому будет осуществляться перехват звонка – PickUp. Примем условие, согласно которому целевой (не групповой) перехват звонка будет происходить при наборе двух звёздочек и номера, с которого требуется “снять” входящий звонок: “**+№”. В файле extensions.conf в разделе [Ph_w_BLF] добавим правило:

exten => _**.,1,PickupChan(SIP/${EXTEN:2}) ; в общем виде

Осталось только перегрузить модули Asterisk.

На этом настройка нашей IP-АТС завершена. Хочу заметить, что это демонстрационный пример настроек. Например, шаблоны диалплана лучше указывать как “_XXX” – все 3-хзначные номера – вместо “_.”; использовать завершающую функцию “Hangup()” и т.д.

Настройка Add-On microPBX на DNS-325/DNS-327L

Приложение для сетевого накопителя DNS-325 или DNS-327L – microPBX – основано на Asterisk. Оно изначально настроено для работы с BLF. Требуется настроить лишь IP-телефоны.

Настройка IP-телефона

Приступим к настройке телефонного аппарата. В web-меню телефона надо перейти на страницу Phone->Ext. Key”. С помощью выбранной web-страницы происходит управление модулем расширения, в котором можно задать индивидуальную настройку для каждой клавиши. Задайте значения как на скриншоте.

clip_image006

Пример настройки модуля расширения клавиш

Пояснение требует, наверно, только поле Subtype”. Логично было бы выбрать параметр BLF”. Однако в этом случае не отображается состояние отключённого абонента – индикатор продолжает гореть зелёным. В случае выбора значения Presence” (наличие, присутствие) индикатор получает ещё одно состояние: погашено в случае отсутствия регистрации абонента. Последнее поле – номер с двумя звёздочками – для целевого перехвата звонка согласно правилу, прописанному нами выше в диалплане Asterisk-а.

Если всё настроено правильно, то после регистрации телефона на IP-АТС модуль расширения клавиш начнёт отображать состояние выбранных абонентов в виде:

- индикатор не горит – абонент отключён / не зарегистрирован на IP-АТС;

- индикатор светится зелёным – абонент активен и свободен (можно ему звонить этой клавишей);

- индикатор моргает красным – абоненту идёт вызов (можно перехватить звонок);

- индикатор горит красным – абонент занят.

Итого

Поддержка BLF — это ещё один шаг от обычной цифро-аналоговой телефонии к полностью цифровой “компьютерной” IP-телефонии. Достаточно произвести дополнительные несложные настройки, и IP-телефон получает возможности, которые до недавнего времени были присущи специализированным решениям – мини-АТС. Совместимость программно-аппаратного VoIP-комплекса по единому протоколу SIP позволяет подключать разнообразное VoIP-оборудование, что ведёт к существенному упрощению и унифицированию системы телекоммуникаций компании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий